Общественно-политическая газета Астраханской области 
Главная Весь номер Журналисты Подшивка
Рубрики

Политика Экономика
Общество Закон
Наука Образование
Культура Здоровье
Спорт Город
Село Мнение
ЧП Экология
Письма

Поиск
Архив


 


 



Культура
НА АСТРАХАНСКОЙ СЦЕНЕ - “ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ”
Премьера

...И вновь в Астраханском музыкальном театре премьера, и снова аншлаг - свободных мест нет. В центре внимания - оперетта. Этот веселый и демократичный жанр, о кризисе которого твердят уже много лет, по-прежнему привлекает симпатии меломанов, в том числе и астраханских любителей музыки. Их вниманию была представлена новая постановка оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, приуроченная к закрытию сезона.

Следует отметить, что творческий коллектив театра, возглавляемый с августа 2010 г. Валерием Ворониным, работал очень напряженно: пять премьер за нынешний сезон! Немногие региональные театры могут похвастаться таким количеством. Эти постановки имеют большой общественный резонанс: о них много говорят, спорят, они вызывают интерес и отклики в прессе. И закрытие сезона ознаменовалось премьерой, в которой главный режиссер театра Ольга Маликова представила свое прочтение классической оперетты. Идея показать «театр в театре», познакомить зрителя с миром театрального закулисья воплотилась в современном и ярком спектакле с элементами шоу под чарующую музыку Штрауса. Эта концепция повлекла за собой некоторое «редактирование» либретто «Летучей мыши» (впрочем, весьма корректное). Можно сказать, что авторская версия начинается с занавеса - красочного и одновременно легкого и воздушного, декларирующего символ спектакля - театральную маску. Театральные персонажи - артисты хора и балета - выводятся на сцену, а затем и в зрительный зал с первыми звуками увертюры. И создается эффект погружения в жизнь театра «изнутри» - с его репетициями, толчеей, интрижками и т.д. Увертюра очень важна в общей концепции спектакля: под ее музыку перед нами предстают все основные персонажи, рассказывая в мимических сценах «про себя». Праздничность, карнавальность и легкость, царящие в увертюре и соответствующие музыке Штрауса, задают тон всей оперетте. Ее хореографический рисунок (балетмейстер-постановщик Елена Мариниченко) вписывается в общую «карнавально-масочную» панораму, вбирая в себя и классический вальс, и канкан, и танец в стиле «модерн», отчасти напоминающий «подтанцовки» в современных эстрадных представлениях. Так, в сцене с часами артисты изображают цифры и вращающиеся стрелки часов; из реплик персонажей на балу, сравнивающих женщину-домоседку с «домашней курочкой», вырастает «танец курочек»; откровенную пародию на «попсу» представляет и танец Лотты из второго акта под музыку «Вопеу М». В художественном решении спектакля (художник Елена Вершинина) подчеркнутый лаконизм сцено-графии сочетается с яркостью костюмов, отвечающих стилистике опереточного жанра - легкого и праздничного.

Из многих составляющих музыкального спектакля едва ли не самое главное значение имеют актеры-певцы, исполняющие главные роли. Их состав в оперетте был удачен. Сильный и красивый голос, хорошую певческую форму и актерскую игру продемонстрировала Алена Диянова - исполнительница роли Розалинды. Руслан Сигбатулин не только отлично спел, но и создал точный сценический образ элегантного волокиты - Генриха Айзенштайна. Очаровательна и органична в роли Алели хорошо известная астраханцам Евгения Старцева; ей под стать ее партнер по сцене, музыкальный и артистичный Алексей Шаповалов (Фальк). Следует отметить, что эти артисты не только хорошо пели, но и прекрасно двигались, справляясь с подтанцовками и пластическими движениями, коими был насыщен рисунок каждой роли. Очень эффектной парой с колоритными, сочными голосами стали Наталья Воробьева (княгиня Орлова) и Михаил Наумов (директор тюрьмы Франк). Успех спектакля во многом обеспечен игрой тех актеров, которые не обладают выдающимися вокальными данными, но очень артистичны, ярки и обаятельны. И это Ирина Лопатина (Амалия), Виталий Шепеленко (Лесничий), Елена Малышева (Лотта), Андрей Гончаров (дежурный по тюрьме), Андрей Скудин (прокурор Амадей).

Пожалуй, более всего соответствовал духу штраусовской оперетты симфонический оркестр театра (главный дирижер Валерий Воронин). Сбалансированность, элегантность и изящество звучания - результат огромной работы, проделанной коллективом оркестра под руководством главного дирижера. А он никогда и не «тянет одеяло на себя», выпячивая оркестр, но всегда поддерживает и «дышит» вместе с певцами, что свидетельствует о подлинной исполнительской культуре. Кстати, музыка «Летучей мыши» прозвучала на премьере без купюр, что не могло не обрадовать ценителей и почитателей жанра оперетты.

Как всегда, на высоте оказался театральный хор (хормейстер-постановщик Галина Дунчева). Украсив своим пением второй акт, хор особенно ярко и мощно прозвучал в финалах второго и третьего актов, внеся свои сочные краски в общую праздничную палитру всего театрального действа...

И в заключение отметим: новый спектакль, показанный в астраханском театре, несмотря на классическое прочтение оперетты Штрауса, обнаруживает некие черты современного эстрадного искусства. Не всем приверженцам классической оперетты это нравится. Но именно это делает спектакль интересным и «смотрибельным» для современной молодой аудитории. И для того чтобы быть востребованным сегодня, театру при прочной опоре на традиции необходимы пробы, поиски, эксперименты, которые приведут к «синтезу музыки и действия» под названием оперетта XXI века. 


Юлия СКРИПЧЕНКОВА, музыковед
22.07  Волга: №104 (25975)
Все статьи этого номера





Разработка сайта