Общественно-политическая газета Астраханской области 
Главная Весь номер Журналисты Подшивка
Рубрики

Политика Экономика
Общество Закон
Наука Образование
Культура Здоровье
Спорт Город
Село Мнение
ЧП Экология
Письма

Поиск
Архив


 


 



Экономика
ОСТРОВ
Экономический обзор

Апрель и две декады мая в регионе выдались бедноватыми на громкие экономические заявления. Правда, запомнились слова о начале освоения острова Городской. Этот прожект даже возили в Волгоград на очередную тусовку “Единой России”, и о нем там хорошо отозвалась прославленная фигуристка Ирина Роднина. Но о его реальных инвесторах пока не слышно. Ведь там не только намыв грунта придется делать и берега укреплять, но и создавать все инженерные сети. Это уже не первая попытка освоения острова. Еще в 1970-х там планировали соорудить гребной канал и стадион с трибунами на 20 тыс. мест. Лет десять назад тоже что-то намечалось. Но дальше слов и картинок дело не продвигалось. Еще недавно был “Итиль-сити”, потом “Заболдинский, теперь вот опять остров. Почему нет?

В очередной раз прозвучали слова и о мегапроекте строительства в Лиманском районе комплекса по переработке 420 тыс. тонн томатов в томатный концентрат. Но с реализацией пока скромненько. Есть теплицы на 20 сотках и намерение выращивать в этом году различные сорта томатов (для опытных испытаний) на 50 гектарах при планах занять под ними 20 тыс. га орошаемых земель. Ориентиры на следующий год - переработать 2 тыс. тонн томатов, или менее полупроцента от целевой цифры. Впрочем, дело, хоть и медленно, но продвигается.

Слабо, но все-таки верится, что хоть какими-то темпами будет поспевать за словами и создание на базе аэропорта “Астрахань” “Каспийского грузового хаба”. Важно, что проект поддержал замруководителя Федеральной таможенной службы С.Г. Комличенко. И его слова растиражировала пресс-служба ФСТ: “Как подчеркнул Сергей Комличенко, астраханский авиатерминал станет по сути хабовым центром всего Прикаспия”. В астраханском аэропорту уже многое сделано, почему бы этому не продолжиться? Хотя хабы у себя хотят иметь многие регионы и почти все называют себя “перекрестками торговых путей”.

А вот в развитие астраханского судостроения особой веры пока нет. В начале мая состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ. Присутствовал вице-премьер РФ Сергей Иванов, и в адрес местного судостроения тоже были сказаны какие-то ободряющие слова. Но ожидание чуда затянулось. Есть какие-то спорадические заказы – их то больше, то меньше. Были сверхожидания, связанные с федеральной судостроительной корпорацией, теперь они связаны с федеральным законопроектом о поддержке отечественного судостроения. Но на сегодня главной новостью здесь является жалоба рабочих АСПО на имя премьера В. Путина и арест судебными приставами для реализации в счет не выплаченной рабочим зарплаты шести принадлежащих предприятию квартир.

Улыбку вызывает чиновная борьба во второй половине апреля за удешевление куриных яиц. Более дешевый продукт питания и так сейчас трудно найти. Цены на него не растут (в среднем по году) уже давно. Россия несколько лет живет в условиях реального перепроизводства яиц, большинство фабрик работает на грани рентабельности и, едва ли астраханские здесь – исключение.

Очередной Каспийский инновационный форум прошел еще тише, чем предыдущие. Что-то там происходит, но точно не зарождается мощный локомотив для астраханской экономики. Больше всего инноваций в мире производят и экспортируют США. И у них огромный дефицит внешнеторгового баланса. Этот продукт продается с существенным дисконтом к стоимости нефти, автомобилей, одежды, бытовой электроники и многого прочего, что Америка импортирует. А штат Калифорния с ее Кремниевой долиной – банкрот.

Визит в регион президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова был куда громче. К нему приурочили открытие в Ильинке морского учебного центра компании, в котором должны обучаться до 2500 человек в год. Это хоть и небольшие, но дополнительные доходы регионального и местного бюджетов по НДФЛ с зарплаты его персонала. А приезжие обучающиеся должны тратить здесь какие-то деньги, их будут кормить. Мультипликативный эффект однако. Долгосрочный эффект для экономики региона от также приуроченного к визиту пуска новой парогазовой установки мощностью 110 МВт пока не просматривается. Общее производство электроэнергии в области не увеличивается. Здесь простая замена устаревшей установки прежней АстрГРЭС на новую примерно такой же мощности. А вот количество обслуживающих ее людей, наверное, должно сократиться, потому что там сплошная автоматика, а она зарплату не получает и НДФЛ не платит. Вот если бы тарифы на тепло и электроэнергию для астраханцев снизили, это был бы эффект. У ПГУ-110 ведь гораздо более высокий, чем прежде, КПД, и расходы на зарплату, по идее, должны снизиться.

С высокими тарифами наверняка связан рост долгов за газ. Вице-губернатор Константин Маркелов побеседовал с председателем совета директоров ОАО “Газпром Газораспределение” (базируется в Санкт-Петербурге, в Астрахани расположен один из его семи филиалов по всей России) Константином Селезневым. Он же является генеральным директором ООО “Газпром межрегионгаз” (базируется в Подмосковье). На тот момент астраханцы успели задолжать за газ 537 млн. рублей, две трети из них – долги населения, одна треть – муниципальных учреждений. В сообщении о встрече говорится, что из-за этого Газпром сократил финансирование строительства здесь двух межпоселковых газопроводов. Под вопросом и начало строительства в следующем году еще двух. Речь идет о фактической приостановке реализации на территории области программы “Газификация регионов РФ”. Но, увы, не видно никаких причин, по которым долг перестал бы расти и даже начал сокращаться. А способ выправить ситуацию виден, и только один – существенно повысить доходы астраханцев и прежде всего зарплаты. И тут газовикам и карты в руки. Верните в региональный бюджет хотя бы процентов 40 налоговых доходов, которыми разработка недр края пополняет бюджет города Москвы, – на эти деньги можно было бы повысить минимальную зарплату для астраханских бюджетников, увеличить капитальные расходы, что вкупе вызовет мультипликативный эффект по повышению зарплат в регионе в целом, и выделить целевые трансферты муниципалитетам на погашение их долгов. Многое тут зависит от законодателя, но кое-что - и от самого Газпрома. Пусть отменит арендную плату для ООО “Газпром добыча Астрахань” за пользование ГПЗ и другими объектами местной газовой инфраструктуры и увеличит оптовую цену за приобретаемые у своей астраханской дочки ГСМ, серу и стабильный газовый конденсат.

Приступил к работе новый генеральный консул Исламской Республики Иран в Астрахани Сейед Мохаммад Мирхоссейни. Его официально представили губернатору Александру Жилкину. Одной из своих главных задач он назвал активное содействие открытию прямого авиасообщения между Астраханью и Ираном. Консул уже четвертый по счету. Попыток открыть регулярное авиасообщение было едва ли не больше. Одним из важнейших событий последних лет дипломат считает решение об открытии в Астрахани представительства государственного банка Ирана “Мелли”, что, по его мнению, должно упростить для иранских предпринимателей получение кредитов на развитие бизнеса и даст им возможность более активно инвестировать в экономику региона. Что ж, если именно в этом и состояла главная причина серьезного отставания действительности от наших ожиданий от присутствия здесь иранского бизнеса, то можно подождать еще.

Подождем, и когда сбудутся обещания построить здесь мусороперерабатывающий завод. Но теперь речь пошла уже о новом инвестпроекте, который представили Александру Жилкину руководители компании “Экосистема” (штаб-квартира ОАО управляющей компании “Экосистема” - в Москве) и член Совета Федерации от Саратовской области Валентин Звадников. Они планируют создать здесь “Каспийский центр вторичных материалов”. Зона реализации проекта охватывает и Дагестан с Калмыкией, а также Волгоградскую область. Заявленная сумма инвестиций на 2011-2020 годы – более 10 млрд. рублей. Вместе с федеральными субсидиями. Что ж, в рыночной экономике мусор – это почти всегда деньги. И можно, недоделав старое, заявлять новые проекты.



Рафаэль ИЖБЕРДЕЕВ, обозреватель “Волги”
27.05  Волга: №73 (25944)
Все статьи этого номера





Разработка сайта