Общественно-политическая газета Астраханской области 
Главная Весь номер Журналисты Подшивка
Рубрики

Политика Экономика
Общество Закон
Наука Образование
Культура Здоровье
Спорт Город
Село Мнение
ЧП Экология
Письма

Поиск
Архив


 


 



Экономика
БИЗНЕС КОЛБАСНЫЙ - САМЫЙ ПРЕКРАСНЫЙ?
Комментирует эксперт: что на прилавке

Уже не впервые “Волга” пишет о все более усложняющейся обстановке в мясоперерабатывающей отрасли региона, где скопилась масса проблем разного рода, что никак не способствует улучшению качества выпускаемой продукции, росту ее конкурентоспособности. Отсюда многочисленные сложности с реализацией изделий, испытываемые производителями, некоторые из которых вынуждены, чтобы не затовариваться, запускать работу своих цехов не чаще двух-трех раз в неделю.

И вот недавно к существующим трудностям добавилась еще одна, о которой мы говорим с экспертом ООО “Астраханский центр сертификации, метрологии и качества” Л.И. КОСТРОВОЙ.

- Дело в том, что большинство госстандартов на колбасные изделия действовало более двух десятков лет, предприятия пользовались заложенными в них рецептурами, согласно которым и готовилась продукция. Однако сейчас обстановка резко изменилась: существовавший стандарт на полукопченые колбасы отменен, перестав действовать уже с 1 января т.г. Зато теперь на данную продукцию введено три новых стандарта – на колбасы полукопченые, жареные и выпускаемые из конины. Кстати, сорт товара указываться не должен, изделия будут делиться на категории А, Б, В и т.д. (как мясные полуфабрикаты, в зависимости от содержания в продукте наиболее ценной для потребления мышечной мясной ткани).

- А зачем это делается?

- Таким образом мы продвигаемся к внедрению соответствующих технических регламентов, определенных в рамках вступления России в ВТО, которые действуют во всех входящих в эту организацию странах. Кстати, их проект мы получили, изучаем его, ГОСТы, о которых говорилось выше, в него уже заложены. Словом, хочешь не хочешь, а переходить на новые правила придется, иначе выпуск такой отечественной продукции резко сократится, ее место на прилавках с удовольствием займут заграничные импортеры.

- Что же тормозит дело?

- Все довольно просто: прежние ГОСТы (имею в виду сами документы) содержали в себе рецептуры, сколько и чего должно быть заложено в продукт. Теперь этого нет, хочешь иметь рецептуру – обращайся в Московский пищевой институт, который занимается этими разработками, плати за документ деньги, каждый стоит 45 тысяч рублей. А их нужно три, по количеству выпущенных стандартов, то есть вся сделка обойдется где-то под 150 тысяч.

Должна сказать, хорошо зная финансовое положение местных мясопереработчиков, для многих из них такая сумма весьма обременительна, даже неподъемна, хотя для кого-то и кажется ерундовой. Так у нас порой осуществляется господдержка малого и среднего бизнеса, занимающегося реальной экономикой.

- Неужели нельзя найти выход из создавшегося положения?

- Есть один, который мы советуем использовать предпринимателям, нуждающимся в приобретении рецептур. Им будет гораздо легче обзавестись ими, если несколько предприятий скооперируются и в складчину купят требуемую документацию в единственном экземпляре, а потом станут сообща ее использовать, что, кстати, делать не запрещено, в отличие от копий, получаемых иными известными путями, которые не заверены печатями, не оформлены должным образом. Поэтому, когда приходят к нам, чтобы оформить сертификацию, именно с таким “документом”, мы его принять не имеем права. На мой взгляд, разумней воспользоваться советом, который дала.

- В чем еще сложности?

- По новым ГОСТам придется менять всю маркировку такой продукции. То есть она должна содержать полное описание состава этих изделий. На это тоже требуются большие деньги. Ведь всю оболочку нужно заменить, а ее запасы на предприятиях исчисляются километрами, поскольку изготовители с маленькими объемами подобного заказа связываться не хотят.

- Получается, имеющиеся запасы остается только выбросить?

- Наверное, думают, как этого избежать, ведь выбросить на ветер огромные деньги для кого-то будет последним шагом к банкротству. Возможно, закажут “поясок” новый, будут его временно наклеивать. Есть и другой выход: обратиться с просьбой в Роспотребнадзор, чтобы разрешили допереработать оставшуюся оболочку. Надо же как-то выходить отрасли из этого сложного положения.

Оно усугубляется еще одним вводимым новшеством: прежде дата выработки изделий ставилась на всю их партию, теперь она должна быть на оболочке каждого батона колбасы.

- Это же, наверно, очень сложно?

- Не то слово, даже не представляю, как они будут эту задачу решать. Хотя в принципе делать это нужно, прежде всего в интересах покупателей. Это заставит хитрых продавцов прекратить свои манипуляции, когда давно просроченную по дате изготовления продукцию обрабатывают разными растворами и выдают за свежую, подвергая опасности здоровье потребителей.

- В общем, это будет одна из мер, которая поможет воспитанию честных предпринимателей, которых стране очень не хватает?

- И дефицит этот, кажется, будет существовать еще очень долго, до тех пор, пока руководители предприятия в первую очередь думают, как подешевле выпустить продукцию и подороже ее реализовывать. Отсутствие почти повсеместно собственных технологических лабораторий – это уже грубейшее нарушение правил эксплуатации пищевых предприятий. Почти нигде нет и микробиологического контроля.

- Это к чему ведет?

- К самым серьезным последствиям, свидетельствует о том, что на производстве плохо обстоят дела с соблюдением санитарно-гигиенических норм. А этого допускать нельзя ни в коем случае. Не зря ведь на пищевых предприятиях советских времен в обязательном порядке действовали санпропускники, в цеха можно было входить только в халатах, работать – в чистой спецодежде. Где это все? Надежно забыто, никем не контролируется. Мы можем осуществлять соответствующие проверки только на предприятиях, имеющих сертификаты соответствия, тогда как большинство производств их не имеет (дело-то это добровольное), работают, подав декларацию о том, что полностью несут ответственность за то, что делают.

- В общем, доверяют настолько, что освобождают практически от любого надзора за его деятельностью?

- Да, до тех пор, правда, если в соответствующую службу не поступит жалоба на плохое качество продукции, выпускаемой данным предприятием, либо, что еще хуже, потребитель не попадет в больницу с отравлением.

- Вот сейчас стали все чаще практиковать организацию контроля качества товаров, продаваемых магазинами, силами общественности. Способно ли это дать какой-то эффект?

- Сомневаюсь, слишком неравная борьба. Только специалисты, уполномоченные соответствующими службами, способны грамотно выявить допускаемые нарушения (я имею в виду крупные, а не всякую мелочь, которую легко удается заметить) и принять к виновным строгие меры воздействия. А разная самодеятельность существует, по-моему, для отвода глаз, чтобы возмущенные потребители, как говорится, выпустили пар.

И как бы ни ругали прежний госнадзор, он бы никогда не допустил того, что нередко приходится наблюдать сейчас.

Вот мы правильно считаем, что предприниматель должен быть порядочным человеком, иметь профессиональную гордость и т.д. Но прежде всего он обязан быть грамотным профессионалом. К сожалению, сегодня многие к этому и сами не стремятся, плохо разбираясь в производстве, которым занялись, рыночных процессах, и персонал, скажем, технологов, содержат плохо обученный.

- Возможно, потому и результаты многие имеют ниже средних?

- Конечно, ведь есть предприниматели, которые совершенно не понимают элементарных вещей, не чувствуют за собой никакой ответственности, хотя им доверено самое дорогое - здоровье людей.

- Наверное, в вышестоящих органах это тоже чувствуют, а потому, видимо, заметили многие, как активно взялось государство за работу по тщательному разъяснению населению, каким образом можно защититься от той гадости, которую тебе запросто могут подсунуть в торговой точке. Можно предположить, что если компетентные органы всерьез займутся наведением предусмотренного законом порядка на пищевых, торговых предприятиях, то весьма значительную их часть придется прикрыть. А это уже удар по экономике страны, создание нежелательных ситуаций, граничащих с дефицитом. Неужели лучше оставить все как есть?

- Думаю, с выходом технических регламентов, к чему сейчас идет подготовка, обстановка изменится довольно-таки резко. Недобросовестные и неумелые бизнесмены, безусловно, почувствуют на себе начинающееся “закручивание гаек”, вряд ли добившись государственной финансовой поддержки. Это мое мнение.



Беседовал Александр КИРЕЕВ
12.05  Волга: №64 (25935)
Все статьи этого номера





Разработка сайта